Психотехнические игры и упражнения. Игра "Лентяй и труженик".
Смотреть описание игр
Про игры и упражнения
Психотехнические игры и упражнения.
Игра, являясь составляющей здорового развития ребенка, помогает раскрепоститься и постепенно справиться с трудностями, которые на данный момент кажутся ему неразрешимыми (например, «игра в соревнование»). Использование психотехнических игр и упражнени с учетом возраста спортсменов, с одной стороны, удовлетворяет их потребность в игре и, с другой, – служит актуализации и развитию соответствующих психических функций, коррекции психического состояния, налаживанию и поддержанию межличностных отношений в группе, являясь и средством реализации «двойной» карьеры.
“Психотехнические игры” звучат как “игры невсерьез”, к тому же указывают на ограниченное применение — “в спорте”; а “саморегуляция” отсылает к привычным и разрешенным формам — этакой “психотерапии в наморднике”.)
На самом деле упражнения придумывались, опробовались, применялись и описывались в разных практиках: в психотерапии с невротиками, в работе со спортсменами высших достижений, в группах личностного роста — везде, куда могла ступить нога хорошего психолога и куда, по тогдашнему мнению, она ступить не могла.
На страницах книги "ПСИХОТРЕНИНГ: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ" (авторы: Николай Цзен и Юрий Пахомов), которая легла в основании статьи, в эпизодах практики много радости и открытий от встречи с человеческим в себе, от возрастающего интереса к нашей возможности “быть” — наедине с собой и вместе с другими.
Каждый тренер ощущает необходимость ободрить своего воспитанника после неудачного выступления, или помочь ему справиться с “мандражем” перед стартом, или сказать что-нибудь отрезвляюще резкое, что позволило бы спортсмену собраться. За долгие месяцы и годы напряженной совместной работы тренер волей-неволей нащупывает подход к каждому спортсмену. Изо дня в день, преодолевая сопротивление “человеческого материала”, тренер становится все более проницательным и мудрым. Он до тонкостей постигает души и характеры учеников. Он знает, кому, когда и что надо сказать. Для проникновения во внутреннюю жизнь каждого он обзаводится целым набором психологических “ключей” и “отмычек”.
В большинстве случаев тренер сам отлично решает все те практические вопросы, которые принято относить к сфере психологии. Решает их лучше, чем это сделал бы психолог с дипломом.
"ПСИХОТРЕНИНГ: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ"
Авторы: Николай Цзен и Юрий Пахомов.
Но интуиция и опыт тренера не всемогущи. К тому же далеко не всякий тренер может похвастаться ими. Поэтому наряду с виртуозным владением “практической психологией” в тренерской работе можно наблюдать и нечто прямо противоположное.
В чём помогают психотехнические игры?:
Способствуют развитию важных показателей для спортсмена:
основных познавательных процессов,
способности к саморегуляции неблагоприятных психических состояний,
налаживанию, поддержанию и коррекции межличностных отношений в команде (спортивной группе) при систематическом применении.
Решают локальные психологические и физиологические задачи:
Могут решать задачу снижения субъективного состояния усталости и формирования и поддержания мотивации спортсменов.
Игра "Лентяй и труженик" :
Выполнение:
Участникам группы следует удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг.
Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными.
По команде “Начали!” медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении.
По команде “Стоп!” прекратить упражнение. Длительность —5—15 минут.
Упражнение позволяет проследить работу внимания “в чистом виде” благодаря бессмысленности верчения пальцев.
Для многих задание оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен.
Если участник быстро засыпает во время упражнения (ни в коем случае не мешайте ему и не позволяйте мешать другим!), то в будущем этот прием можно будет использовать для успокоения.
Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся способными к самовнушению.
Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений. Практически всегда она находится за пределами занятий.
Если участнику становится очень смешно и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться сколько угодно: смех защищает от тревоги.
Выполнение:
Участникам следует удобно расположиться в креслах.
Расслабить мышцы лба, брови, губы, слегка приоткрыть рот. Достичь расслабления мышц лица, придав ему сонное (пьяное) выражение.
По команде “Начали!” участники приступают к выполнению одного из упражнений на внимание (больше всего подходят упражнения “Пальцы” и “Фокусировка”), сохраняя при этом расслабленность мышц лица. Работа продолжается до тех пор, пока не последует команда “Стоп!”
После этого упражнение нужно повторить, предварительно нахмурив брови, крепко сжав губы, стиснув челюсти. Сохранять напряжение лица в течение всего времени работы.
Следите за тем, чтобы расслабление и напряжение лица поддерживались в течение всего времени.
Во время обсуждения предложите сравнить два варианта сосредоточения — расслабленный и напряженный.
Не навязывайте своего представления о лучшем способе: свободная дискуссия создает возможность сравнения и выбора, в то время как внушение принятой вами точки зрения делает выводы спортсмена поспешными и незрелыми.
Цель игры состоит в том, чтобы расширить представления о возможных способах концентрации.
Предложение от партнеров: ОФОРМИТЕ СТРАХОВКУ СО СКИДКОЙ 10%