Меню

Психотехнические игры и упражнения. Игра "Муха".

По материалам одноименной статьи, авторы: Хвацкая Е. Е. и Латышева Н. Е.

Психотехнические игры и упражнения.

Игра, являясь составляющей здорового развития ребенка, помогает раскрепоститься и постепенно справиться с трудностями, которые на данный момент кажутся ему неразрешимыми (например, «игра в соревнование»). Использование психотехнических игр и упражнени с учетом возраста спортсменов, с одной стороны, удовлетворяет их потребность в игре и, с другой, – служит актуализации и развитию соответствующих психических функций, коррекции психического состояния, налаживанию и поддержанию межличностных отношений в группе, являясь и средством реализации «двойной» карьеры.

“Психотехнические игры” звучат как “игры невсерьез”, к тому же указывают на ограниченное применение — “в спорте”; а “саморегуляция” отсылает к привычным и разрешенным формам — этакой “психотерапии в наморднике”.)

На самом деле упражнения придумывались, опробовались, применялись и описывались в разных практиках: в психотерапии с невротиками, в работе со спортсменами высших достижений, в группах личностного роста — везде, куда могла ступить нога хорошего психолога и куда, по тогдашнему мнению, она ступить не могла.
На страницах книги "ПСИХОТРЕНИНГ: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ" (авторы: Николай Цзен и Юрий Пахомов), которая легла в основании статьи, в эпизодах практики много радости и открытий от встречи с человеческим в себе, от возрастающего интереса к нашей возможности “быть” — наедине с собой и вместе с другими.

Каждый тренер ощущает необходимость ободрить своего воспитанника после неудачного выступления, или помочь ему справиться с “мандражем” перед стартом, или сказать что-нибудь отрезвляюще резкое, что позволило бы спортсмену собраться. За долгие месяцы и годы напряженной совместной работы тренер волей-неволей нащупывает подход к каждому спортсмену. Изо дня в день, преодолевая сопротивление “человеческого материала”, тренер становится все более проницательным и мудрым. Он до тонкостей постигает души и характеры учеников. Он знает, кому, когда и что надо сказать. Для проникновения во внутреннюю жизнь каждого он обзаводится целым набором психологических “ключей” и “отмычек”.

В большинстве случаев тренер сам отлично решает все те практические вопросы, которые принято относить к сфере психологии. Решает их лучше, чем это сделал бы психолог с дипломом.
"ПСИХОТРЕНИНГ: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ"
Авторы: Николай Цзен и Юрий Пахомов.
Но интуиция и опыт тренера не всемогущи. К тому же далеко не всякий тренер может похвастаться ими. Поэтому наряду с виртуозным владением “практической психологией” в тренерской работе можно наблюдать и нечто прямо противоположное.

В чём помогают психотехнические игры?:

Способствуют развитию важных показателей для спортсмена:

  • основных познавательных процессов,
  • способности к саморегуляции неблагоприятных психических состояний,
  • налаживанию, поддержанию и коррекции межличностных отношений в команде (спортивной группе) при систематическом применении.

Решают локальные психологические и физиологические задачи:

Могут решать задачу снижения субъективного состояния усталости и формирования и поддержания мотивации спортсменов.

Игры "Муха" в исходном и модифицированном вариантах:

Упражнение подходит для развития концентрации внимания. На листе бумаги чертится поле как для игры в «крестики-нолики». В центр помещаем «муху» (можно нарисовать, положить кусочек пластилина и пр.).

Инструкция:
Вы видите поле с «Мухой» в центральном квадрате.
Она может перемещаться с помощью команд: «вверх», «вниз», «вправо» и «влево».
Сейчас я начну этой «мухой» управлять, Вам следует внимательно следить за ней и указать в каком квадрате она оказалась после того, как я перестану командовать. Внимание, начали!

Теперь пронумеруем квадраты:
  • верхний ряд – 1, 2 и 3;
  • средний ряд – 4, 5 и 6;
  • и нижний ряд – 7, 8 и 9.

Муха всегда начинает движение из центра!
Теперь вы закрываете глаза и мысленно представляете перед собой это поле. После того, как я остановлюсь, вы должны сказать номер квадрата, в котором ока- залась «муха». «Муха» может «улететь», например: она в центре и следуют команды «вправо», «вправо». В этом случае вам следует сказать: «муха улетела».

Варианты игры:
  1. представляем, что «муха» – это противник (или теннисный, волейбольный, баскетбольный мяч), а поле – это сторона противника. Задача – как можно дольше «погонять соперника»;
  2. поле – это сторона противника, мысленно представляем выполнение ударов по квадратам с обязательным возращением на свою заднюю линию;
  3. перед началом команд, называем номер квадрата, из которого «муха» начнет движение.

Условия:
постепенное увеличение количества команд и скорости их подачи, а также переход к выполнению других вариантов.

Предложение от партнеров:
ОФОРМИТЕ СТРАХОВКУ СО СКИДКОЙ 10%

Баннер SPORT.INSURE 728x90