Меню

Психотехнические игры и упражнения.
Игра "Волшебная палочка".

Психотехнические игры и упражнения.

Игра, являясь составляющей здорового развития ребенка, помогает раскрепоститься и постепенно справиться с трудностями, которые на данный момент кажутся ему неразрешимыми (например, «игра в соревнование»). Использование психотехнических игр и упражнени с учетом возраста спортсменов, с одной стороны, удовлетворяет их потребность в игре и, с другой, – служит актуализации и развитию соответствующих психических функций, коррекции психического состояния, налаживанию и поддержанию межличностных отношений в группе, являясь и средством реализации «двойной» карьеры.

“Психотехнические игры” звучат как “игры невсерьез”, к тому же указывают на ограниченное применение — “в спорте”; а “саморегуляция” отсылает к привычным и разрешенным формам — этакой “психотерапии в наморднике”.)

На самом деле упражнения придумывались, опробовались, применялись и описывались в разных практиках: в психотерапии с невротиками, в работе со спортсменами высших достижений, в группах личностного роста — везде, куда могла ступить нога хорошего психолога и куда, по тогдашнему мнению, она ступить не могла.
На страницах книги "ПСИХОТРЕНИНГ: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ" (авторы: Николай Цзен и Юрий Пахомов), которая легла в основании статьи, в эпизодах практики много радости и открытий от встречи с человеческим в себе, от возрастающего интереса к нашей возможности “быть” — наедине с собой и вместе с другими.

Каждый тренер ощущает необходимость ободрить своего воспитанника после неудачного выступления, или помочь ему справиться с “мандражем” перед стартом, или сказать что-нибудь отрезвляюще резкое, что позволило бы спортсмену собраться. За долгие месяцы и годы напряженной совместной работы тренер волей-неволей нащупывает подход к каждому спортсмену. Изо дня в день, преодолевая сопротивление “человеческого материала”, тренер становится все более проницательным и мудрым. Он до тонкостей постигает души и характеры учеников. Он знает, кому, когда и что надо сказать. Для проникновения во внутреннюю жизнь каждого он обзаводится целым набором психологических “ключей” и “отмычек”.

В большинстве случаев тренер сам отлично решает все те практические вопросы, которые принято относить к сфере психологии. Решает их лучше, чем это сделал бы психолог с дипломом.
"ПСИХОТРЕНИНГ: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ"
Авторы: Николай Цзен и Юрий Пахомов.
Но интуиция и опыт тренера не всемогущи. К тому же далеко не всякий тренер может похвастаться ими. Поэтому наряду с виртуозным владением “практической психологией” в тренерской работе можно наблюдать и нечто прямо противоположное.

В чём помогают психотехнические игры?:

Способствуют развитию важных показателей для спортсмена:

  • основных познавательных процессов,
  • способности к саморегуляции неблагоприятных психических состояний,
  • налаживанию, поддержанию и коррекции межличностных отношений в команде (спортивной группе) при систематическом применении.

Решают локальные психологические и физиологические задачи:

Могут решать задачу снижения субъективного состояния усталости и формирования и поддержания мотивации спортсменов.

Игра "Волшебная палочка" :

Выполнение:

  1. Участники группы разбиваются на пары.
  2. Один из них садится в удобную для расслабления позу, глаза оставляет слегка приоткрытыми.
  3. Другой, взяв в руки “волшебную палочку” (авторучку, карандаш и т.п.), подносит ее конец к пальцам руки сидящего. этом расслабленность мышц лица.
  4. Ведущий объясняет, что при приближении “волшебной палочки” участник игры должен ощутить излучаемый ею поток расслабления. Обычно эта иллюзия возникает довольно легко.
  5. Затем обладатель “волшебной палочки” начинает медленно перемещать ее вдоль руки партнера. При этом расслабляемый должен внимательно следить за тем, как проходит вслед за чудодейственным предметом размягчающая мышцы волна. Если заданный обладателем “волшебной палочки” темп опережает возникновение ощущений, расслабляемый просит партнера замедлить движение или приостановить его.
  6. Добившись отчетливых ощущений в руках, “волшебник” перемещает расслабление вдоль туловища партнера, затем переводит его на ноги

Как это ни странно, “палочка” действительно оказывается чудесным орудием релаксации. С ее помощью почти все члены группы расслабляются быстрее и глубже.

Многие из них утверждают, что при работе с партнером распространяющийся по телу фронт расслабления обозначается более рельефно и легче достигает недоступных прежде областей, некоторым кажется даже, будто очаг расслабленности возникает вблизи удивительного предмета и перемещается вместе с ним как бы сам собою, без каких-либо внутренних усилий с их стороны*

При обсуждении иногда выясняется, что кое-кто из “волшебников” пытался во время упражнения оказывать внутреннюю помощь партнеру — представлял его расслабляющимся, усилием воли перемещал собственное расслабление в палочку и т.д. Успехи расслабляющегося, однако, мало зависят от того, сопереживал ему напарник или перемещал палочку чисто механически.

  • В обсуждении “Волшебной палочки” ведущему важно добиться ясного осознания занимающимися того, что скачок в глубине и темпе расслабления создан не партнером, не “волшебной палочкой”, а ими самими.

Предложение от партнеров:
ОФОРМИТЕ СТРАХОВКУ СО СКИДКОЙ 10%

Баннер SPORT.INSURE 728x90